сбегать, как в юности, на Чатыр-Даг или Мангуп, нет у них здоровья чтобы, как в двадцать лет, нырять, загорать, плавать, доступной осталась только одна грань далекой былой свободы - донести стакан до рта.

Ганс Селье сказал когда-то: «Жить следует не менее интенсивно, но более разумно». Сегодня быт культурного человека, независимо от расы, нации и возраста непременно должен включать в себя личные усилия по сохранению здоровья. В мегаполисах одним из наиболее выгодных и эффективных способов для этого является Хатха-йога. Мы трогательно заботимся о домашних животных, цветах, автомобиле, но мало кому, пока не клюнет жареный петух в темечко, приходит в голову мысль о том, что собственное тело – абсолютно уникальная машина, требующая ежедневного внимания и профилактики.

Жизнь, смерть и здоровье не имеют четких определений, хотя и есть косвенные, например здоровье - отсутствие нездоровья. Абсолютное здоровье несовместимо с жизнью, оно означало бы неизменность процессов жизнеобеспечения во времени.

«Для нормального функционирования практически всех систем жизнедеятельности характерен некий промежуточный режим между хаосом и порядком. Дыхание, биение сердца, кроветворение, ритмы сна и бодрствования, психическое равновесие – для всех этих процессов свойственна определенная мера хаоса, необходимая для поддержания здоровья. Здоровье – это тонкий баланс между хаосом и порядком. Вопрос заключается в том, сколько хаоса может вынести человеческий организм, чтобы не заболеть?» («Основания синергетики», с. 344).

«Здоровье представляет собой оптимальное соотношение взаимосвязанных ритмов физиологических функций организма и их соответствие циклическим изменениям внешней среды» (Хильдербранд, 1976).

«Здоровье является результатом динамического равновесия между физическим, психологическим и социальным аспектами существования» («Дао физики», 1994).


назад далее