Cловарь терминов) достигается только после гибели тела. С другой стороны, если не обретет системного характера западная ментальность, то издержки развития цивилизации станут необратимыми.

Одна из ступеней на пути к нирване характерна прекращением переживания блаженства, вслед за которым исчезает и чувство страдания. Если миры первых уровней созерцания в йоге Хинаяны связаны с реальностью, то последующие - это хаотические флуктуации психики. Будда отверг эту фантасмагорию и ушел в нирвану с четвертого уровня мира форм. Он игнорировал игру фантомов из-за ее прикладного бесплодия, невзирая на то, что ей приписывался более высокий метафизический статус. Татхагата был прагматиком и, прежде всего, интересовался уравновешением и  эмоциональной неуязвимостью, позволяющей человеку эффективно проживать сансару.

Будде были хорошо известны два тупиковых вида самьямы: растворение Я в психических фантомах и «заражение» Абсолютом. Экзистенциальное равнодушие просветленных часто ведет к утрате ими всех видов активности кроме одного - вовлечения окружающих на путь просветления.

В самом общем смысле самадхи трактуется как недвойственность, единство со всем сущим. Махасамадхи - полная остановка личного времени, физическая смерть, материальная оболочка утилизируется иными формами жизни, а тонкий субстрат сознания - Сетью. При жизни тела сознание индивида является элементом поля сильных взаимодействий.

VII. Религиозная вера - сознание, имитация контакта с Единым. Откуда мы узнаем о Боге, в которого нужно верить? Конечно же, от окружающих людей и предметов культуры. Вера - это убежденность в существовании недоказуемого. Корни ее достоверны, объект - иллюзорен. Образы, признанные божественными, являются не отражением реальности, но исключительно психической «продукцией». Чудеса, не уступающие факирским, демонстрируют нам истерия и маниакально-депрессивный психоз. Исследования показали, что в стадии обострения шизофреники обладают очень высоким уровнем прогностических способностей, который по мере выздоровления (если таковое происходит) снижается до обычного.

Итак, мы рассмотрели семь разновидностей коммуникации:

1) сознание - природа            - прямая коммуникация с миром окружающей природы;


2) сознание - социум              - то же с социумом и его артефактами;

3) сознание - сознание           - рефлексия, сознание пользуется памятью и пребывает само в себе;

4) сознание – тело                   - коммуникация между сознанием и организмом;

5)обратная коммуникация - просачивание в пространство сознания информационных блоков из вытесненного;

6) контакт субъекта с Сетью – выброс в сознание архетипического материала;

7) идеальная - коммуникация сознания с фантомами, порожденными психикой при систематическом «подогревании» (программировании ожидаемого результата) верой.

Сегодня каждый имеет возможность получить момент истины, используя йогу для воссоединения личности с ее основой (душой) и сущностью мира.


назад далее