143), то для меня это не стало откровением. Поскольку к аналогичному выводу я давно пришел что называется на своей шкуре. Странным было другое: почему нет ни слова по этой теме в том же «Прояснении йоги»? Почему всемирно известный йогический авторитет не счел нужным вообще упомянуть об этом? Но это уже другая история.

Когда я сравнил результаты практики, основанной на полном расслаблении с тем, что получалось при добросовестных стараниях в обычном состоянии сознания, всякие сомнения исчезли. Чтобы обеспечить технику безопасности в асанах пришлось вникать в растворение ощущений, а уже затем разбираться с подходами к релаксации ментальной.

Итак, Сутры определяют йогу как временное торможение физической, ментальной и эмоциональной активности. «Очень важно удерживать тело в одном положении без усилия, поскольку лишь выполненная непринужденно асана дает необходимое сосредоточение. Идеальное положение тела - когда отсутствует какое-либо усилие для его поддержания», пишет Вьяса. «Выполняющий асану йогин должен снять естественное телесное напряжение» («Йога. Бессмертие и свобода», с. 56).

И далее: «По отношению к физическому телу асана  - это экаграта, сосредоточение на одном предмете: тело «сосредоточено» на своем положении. Как экаграта утишает колебания и рассеяние «вихрей сознания», так и асана прекращает всякие движения тела, наполняя его осознанием самого себя…» (там же).

Кажется, что такому описанию отвечает одна Шавасана (описание ее дано в главе «Начинающим»), но это не так, поскольку подавляющая часть двигательной активности человека автоматизирована и осуществляется вне контроля сознания. При этом мы в повседневности практически никогда не причиняем вреда телу. И не ощущаем его, если оно здорово


назад далее