Это искусство развивается на основе психофизической трени­ровки и заключается в овладении определенным психическим состо­янием («состоянием духа» — «настроем»), при котором человек активизирует и мобилизует скрытые возможности организма. Су­ществуют различные методы овладения этим «состоянием духа»: активный гипноз (или самогипноз) с использованием медитации, а также прихождение «Пути воина», предусматривающее, кроме выполнения обязательных физических упражнений (гимнастиче­ских, дыхательных упражнений, спортивных и прикладных прие­мов борьбы), также соблюдение норм «правильного» поведения, мышления, образа жизни. Процесс обучения как во «внутрен­них», так и во «внешних» школах не сводился только к освое­нию различных приемов, а был рассчитан на долгие годы за­нятий и представлял собой широкую «поведенческую» програм­му, главной целью которой было совершенствование тела и духа, совершенствование личности.

Опыт психофизического тренинга сохранился в Китае до наших дней. Его методы используются в повседневной жизни — от ис­кусства составления букетов до военно-спортивных состяза­ний.

История у-шу знала и периоды расцвета, и периоды упадка. В эпоху династии Тан (618—907 гг.) у-шу было необычайно популярно. Все воины, офицеры и солдаты перед продвижением в чине должны были проходить проверку на владение искусством у-шу. Наивысшим мастерам присваивались титулы «воин храб­рости» и «воин ловкости». Во времена династии Сун (960—1279 гг.) у-шу стало еще более многообразным. Появились артистические трюки, распространились театрализованные представления, во время которых демонстрировались виртуозное владение оружием и приемы борьбы с «голыми» руками против вооруженного про­тивника.


назад далее