Именно "скандхи" образуют человеческое Я и, следовательно, препятствуют подлинной бессамостности.

Основная задача буддиста - погасить все "скандхи".

"Есть только скандхи, которые остаются на непродолжительное время, и нет ничего кроме них. Исчезновение скандх называют смертью. Бдительный взгляд гасит их. Так гаснет блеск бриллианта, когда стесывают его грани" (Андросов В.П. "Словарь индо-тибетского и российского буддизма", 2000).

Второй путь устранения страха смерти - путь приближения человека к бессмертным. Т.е. к богам.

И вот здесь-то и можно увидеть ту огромную значимость СамоНазвания.

Все религии использовали для приближения человека к Богу один и тот же способ - способ самоотождествления себя с Богом, т.е. изменение своего СамоНазвания!

В Древней Месопотамии человек стремился слиться с Небом и Землей. "Я - Небеса, не коснешься меня! Я - Земля, не околдуешь меня" - заклинал человек, пытаясь добавить себе неуязвимости неба и земли.

В Древнем Египте верили, что человек, в момент смерти может родиться в потустороннем мире богом. Для этого египтянин еще при жизни начитывал тексты, отождествляя себя с тем богом, в которого хотел перевоплотиться. Все эти тексты собраны в так называемой "Книге мертвых".

Современные религии тоже используют СамоНазвание. Исламские суфии используют технику концентрации "зикр" - т.е. концентрации на имени Божьем.

Имя Бога повторяется вначале вслух, а затем про себя, в идеале, непрерывно, в течение всей жизни.

Ту же самую практику - постоянное, непрерывное мысленное обращение к имени Бога  - мы видим и у иудеев ("кавванах" - "прилипание к мысли"


назад далее