Так как напряжение одной из физиологических систем немедленно вызывает ответное уве­личение активности всего организма, включая гормональную систему, то можно сказать, что организм функционирует по принципу самоуравновешивающейся системы (естественно, мы не затрагиваем различные патологии — нарушения равновесия в организме, относящиеся к лечеб­ной медицине).

Как правило, ребенок дошкольного возраста, который физически активен, много двига­ется, выполняет различные по длительности, динамике и координации движения, точнее ориен­тируется в пространстве, быстрее осваивает речевые навыки и основные правила поведения. Важно не только помогать ребенку познавать окружающий мир, но и расширять двигательные возможности маленького человека.

В школьном возрасте, когда режим напряженной умственной работы становится посто­янным, высокая двигательная активность обязательна как никогда. Роль движения не ограничи­вается только поддержанием здоровья — двигательная активность помогает умственной дея­тельности.

Согласно закону психофизической гармонии, не допускающему отклонений ни в сторону преимущественной «тренировки» интеллекта, ни в сторону увлечения физической активностью в ущерб развитию умственному, необходимо уравновешивать эти две взаимно дополняющие и взаимно компенсирующие сферы деятельности человека.

При переключении работы интеллекта с решения абстрактных задач на моторику, то есть двигательную активность, в которой задействованы другие участки головного мозга, активизи­руются процессы его энергообеспечения. В результате восстанавливаются напряженно рабо­тавшие логические центры, нуждающиеся в «подзарядке» энергией. Кроме того, оптимальная по объему физическая нагрузка способствует активному отдыху интеллектуальных центров го­ловного мозга.


назад далее